(495) 227-63-20, 227-64-20

пн-пт: с 9-00 до 18-00 ч, сб-вс: выходной

Каталог товаров

Как выбрать мотор-редуктор

Привод одного и того же агрегата возможен от различных мотор-редукторов. Подбор ведется по техническим параметрам: скорость вращения выходного вала и допустимый крутящий момент на нем. Учитываются характеристики питания электродвигателя, климатическое исполнение и рабочий режим: непрерывный, или повторно-кратковременный. Наиболее правильный способ подбора — обратиться к техническим паспортам имеющегося ассортимента оборудования у поставщика, потом заказать подходящий вариант. Соблюдение всех рекомендаций производителя гарантирует отработку заявленного срока эксплуатации до капитального ремонта с заменой всех трущихся частей. Для цилиндрических редукторов срок эксплуатации значительный, около 7-12 тыс ч. Выработка 90% ресурса шестерен и подшипников на многих моделях происходит после 15-20 тыс ч работы. Это почти 7 лет эксплуатации редуктора в активном режиме в течение рабочей смены.

Типовые примеры конструкции:

Тип редуктора

Количество ступеней

Тип передачи

Расположение осей

Цилиндрический

1

Одна или несколько цилиндрических

Параллельное

2

Параллельное/соосное

3

4

Параллельное

Конический

1

Коническая

Пересекающееся

Коническо-цилиндрический

2

Коническая
Цилиндрическая (одна или несколько)

Пересекающееся/скрещивающееся

3

4

Червячный

1

Червячная (одна или две)

Скрещивающееся

1

Параллельное

Цилиндрическо-червячный или червячно-цилиндрический

2

Цилиндрическая (одна или две)
Червячная (одна)

Скрещивающееся

3

Планетарный

1

Два центральных зубчатых колеса и сателлиты (для каждой ступени)

Соосное

2

3

Цилиндрическо-планетарный

2

Цилиндрическая (одна или несколько)
Планетарная (одна или несколько)

Параллельное/соосное

3

4

Коническо-планетарный

2

Коническая (одна) Планетарная (одна или несколько)

Пересекающееся

3

4

Червячно-планетарный

2

Червячная (одна)
Планетарная (одна или несколько)

Скрещивающееся

3

4

Волновой

1

Волновая (одна)

Соосное

Расчет крутящего момента

Производитель указывает номинальный крутящий момент на выходном валу редуктора. Для цилиндрических редукторов это значение получено путем проведений испытаний на полигонах при проведении всех операций по обслуживанию: замена масла, соблюдение температурного режима эксплуатации. Допустимая нагрузка на испытаниях подбирается таким образом, чтобы редуктор проработал 10 000 часов (14 месяцев в круглосуточном режиме без остановки). Если нагрузку сделать больше, то срок работы значительно сокращается, плюс к тому возникает опасность перегрева и воспламенения масла, разрушения механических частей редуктора.

Максимальный крутящий момент указывается производителем для работы редуктора в циклической нагрузке. Под ним понимается такая нагрузка, которая не приводит к разрушению механических частей, но в то же время, при которой редуктор не может работать постоянно. Ему необходим перерыв на остывание масла. В технических характеристиках это указывается в максимальном времени работы под пиковой нагрузкой, и в необходимом времени для остывания. При остывании необязательно останавливать редуктор полностью, но на практике, промышленные механизмы, работающие под переменной нагрузкой, редки (исключение — грузоподъемные устройства).

КПД редукторов различного типа:

Тип редуктора

КПД

Цилиндрический и конический одноступенчатый

0,98

Цилиндрический и коническо-цилиндрический двухступенчатый

0,97

Цилиндрический и коническо-цилиндрический трехступенчатый

0,96

Цилиндрический и коническо-цилиндрический четырехступенчатый

0,95

Планетарный одноступенчатый

0,97

Планетарный двухступенчатый

0,95

Эксплуатационный коэффициент (сервис-фактор) — поправка, рассчитываемая по условиям эксплуатации: пуск/остановка, время работы, тип нагрузки (постоянная или циклическая). Значение по умолчанию — сервис-фактор, равный 1. Данный показатель означает, что редуктор работает продолжительное время при номинальной загрузке. У многих мотор-редукторов сервис-фактор выше единицы, например 1,4. Повышение сервис-фактора равноценно увеличению запаса надежности и прочности. Например, показатель 1,5 указывает, что мотор-редуктор сохранит работоспособность при перегрузке 50%. Сервис-фактор может быть меньше единицы, что обязательно учитывается при выборе привода на конкретную нагрузку.

Таблица расчета сервис-фактора:

Тип нагрузки

К-во пусков/остановок, час

Средняя продолжительность эксплуатации, сутки

<2

2-8

9-16h

17-24

Плавный запуск, статичный режим эксплуатации, ускорение массы средней величины

<10

0,75

1

1,25

1,5

10-50

1

1,25

1,5

1,75

80-100

1,25

1,5

1,75

2

100-200

1,5

1,75

2

2,2

Умеренная нагрузка при запуске, переменный режим,  ускорение массы средней величины

<10

1

1,25

1,5

1,75

10-50

1,25

1,5

1,75

2

80-100

1,5

1,75

2

2,2

100-200

1,75

2

2,2

2,5

Эксплуатация при тяжелых нагрузках, переменный режим, ускорение массы большой величины

<10

1,25

1,5

1,75

2

10-50

1,5

1,75

2

2,2

80-100

1,75

2

2,2

2,5

100-200

2

2,2

2,5

3

Расчетный крутящий момент — значение крутящего момента, требуемое для привода. Расчетный крутящий момент всегда меньше или равен номинальному. Если этого требования не соблюсти, то мотор-редуктор будет перегреваться. Допускается отклонение от этого требования при повторно-кратковременном режиме работы, но крутящий момент все равно не должен превышать максимально допустимый.

Расчет оборотов и передаточного числа

Надежность и ресурс шестеренчатых передач значительно снижается при работе на высоких оборотах. Это относится не только к шестерням, но и к подшипникам, сальникам и всем трущимся компонентам. По этой причине для промышленных приводов используют электродвигатели со скоростью вращения 600-1500 об/мин. При этом в бытовой технике (пылесосы, кухонная техника) применяются более дешевые электромоторы на 3000-5000 об/мин. Понижение скорости вращения приводит к увеличению габаритов и стоимости электродвигателей в пересчете на каждый кВт мощности, но одновременно с этим во много раз возрастает надежность и продлевается рабочий ресурс. Это технически целесообразное решение для приводов, работающих продолжительное время.

Выбор мотор редуктора для установок, работающих в цехах с людьми, целесообразен с как можно меньшими оборотами электродвигателя. Чем выше обороты — тем выше шум на рабочем месте. Некоторые цилиндрические редукторы имеют допустимую скорость вращения первичного вала 3000 об/мин (50 об/сек). Производимый шум от низ значительно выше, чем от моделей, имеющих верхнее ограничение 1500 об/мин.

Примеры передаточного числа редукторов:

Тип редуктора

Передаточные числа

Червячный одноступенчатый

8-80

Червячный двухступенчатый

25-10000

Цилиндрический одноступенчатый

2-6,3

Цилиндрический двухступенчатый

8-50

Цилиндрический трехступенчатый

31,5-200

Коническо-цилиндрический одноступенчатый

6,3-28

Коническо-цилиндрический двухступенчатый

28-180

Мотор-редукторы специального применения

Общепромышленные мотор-редукторы имеют передаточное число до 80. Это означает, что при использовании электродвигателей 1500 об/мин на выходном валу будет 18 об/мин. То есть, один оборот вал будет делать за 3-4 секунды. Это очень небольшая скорость, но и ее может оказаться недостаточно для привода мощных тихоходных механизмов. В этом случае целесообразно использование специальных мотор-редукторов.

Примеры с большим передаточным числом:

  1. Коническо-цилиндрические многоступенчатые мотор-редукторы с передаточным числом до 300. Сфера применения — транспортеры, конвейеры, сборочное и сортировочное оборудование.
  2. Червячные мотор-редукторы двухступенчатые. Передаточное число до 1000-10000, но они подходят только для небольшой мощности. В противном случае будет перегрев и вскипание масла в картере.
  3. Крановые мотор-редукторы для колесных пар. (Используются для привода промышленных кранов на рельсах с приводом железнодорожного типа).
  4. Волновые мотор-редукторы с приводом через гибкую шестерню и генератор волн. Передаточное число — до 350. Имеют самый низкий уровень шума, обеспечивают плавные движения, поэтому рекомендуются для станков, сборочных роботов и промышленных манипуляторов.

КПД волновых редукторов с гибкой шестерней

Передаточное число

63

80

100

125

160

200

250

315

КПД

0,83

0,82

0,80

0,78

0,75

0,72

0,70

0,65

Выбор по типу крепления

Покупка мотор-редукторов проводится при ремонте и модернизации имеющегося на предприятии оборудования, либо при изготовлении новых единиц. В любом случае учитывается тип крепления. Широкое распространение получило только два способа: торцевой (фланцевый) и на плоской платформе. Торцевой способ крепления позволяет сделать приводную установку более компактной. В тоже время, крепление на платформе более удобно для обслуживания и оно обеспечивает возможность регулировки положения картера редуктора при неточно просверленных крепежных отверстиях. Второй плюс крепления на платформе — отсутствие передачи тепла от нагретого картера приводимому оборудованию.

Помимо крепления картера, мотор-редуктор соединяется с оборудованием через втулку выходного вала. Крановые мотор-редукторы имеют полый вал. В общепромышленном исполнении используется обычный цилиндрический вал с соединением шпонкой. Оборудование с большой инерцией подвижных частей, соединяется с мотор-редуктором через различные муфты.

Выбор по типу питания

Мотор-редукторы общепромышленного исполнения работают от сети переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 380/400 вольт. Однофазные приводы на 220 вольт имеют меньший КПД и надежность из-за наличия щеточного узла. Везде где можно, желательно применять электромоторы от трехфазного тока. Их дополнительное преимущество — возможность работать от частотных преобразователей.